Форум открылся выступлением президента ВСС Игоря Юргенса, который рассказал о ключевых задачах развития страхования в России: «За последние 10 лет сбор страховых премий в стране увеличился в три раза. Это были годы инерционно-консервативного роста, у нас не было прорывов. В настоящий момент мы вступили в информационную революцию, которая затрагивает все сферы жизни: политику, социальный сектор, финансовые рынки, в том числе страхование. Мы или будем готовы к прорыву или проиграем».
По мнению участников форума, на текущем этапе страховой рынок находится на этапе выбора, в каком направлении двигаться: продолжать использовать синергию с банковским сообществом, наращивая продажу страховых полисов в стенах кредитных организаций, либо наметить новые точки роста за счет расширения спектра страховых услуг. «Большинство страховых компаний в России не имеют сетей, поэтому самый короткий путь к клиенту лежит через посредников, — отметил в своем выступлении генеральный директор ООО «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич. —«В этом смысле банки, как обладатели больших клиентских портфелей, подходят для привлечения клиентов наилучшим образом, считает он. Однако, у такого симбиоза существует определенный “минус” — не все банковские сотрудники в состоянии грамотно продавать страховые продукты, доступно разъясняя покупателю все условия действия полиса. Зачастую покупатели вводятся в заблуждение, так как сотрудник банка напрямую заинтересован в продаже полиса. Такая конфигурация страхового рынка невыгодна страховщикам: во-первых, растёт недоверие клиентов, во-вторых — приходится постоянно увеличивать размер комиссионного вознаграждения банкам».
Заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Иван Козлов в своем выступлении обратил внимание на то, что сейчас основная часть доходов, полученных от покупателей полисов, идёт продавцам страхового продукта. Вместе с тем, эти деньги должны распределяться пропорционально между страховщиком, агентами и теми, кто эти деньги принёс. Только в этом случае будет доверие со стороны клиентов. «Клиенты не должны думать, что страхование — это сложно, и что их обманут. Мы должны обеспечить клиенту понимание, как работает страховой продукт, чтобы в итоге он был удовлетворён работой страховой компании», — подчеркнул он.
В свою очередь заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев отметил, что помимо банкострахования, у рынка существуют и другие источники роста. «У нас достаточно сложно организовано страхование ответственности. Ограничение, которое есть в 48-й главе ГК, в части договорного страхования: страхование возможно только там, где это предусмотрено законом. Это ограничивает свободу договора и свободу воли… Реформа страхования ответственности может в будущем дать большой резерв для роста», — пояснил он. По его мнению, вторым источником роста является повышение доверия граждан к страховщикам. Для этого будет принят закон об электронных цифровых посредниках, который обяжет переводить деньги клиентов сразу на счёт страховой компании.
И.о. генерального директора ООО СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Попов в своем выступлении сфокусировался на развитие сегмента non-life. «По нашим прогнозам, рынок страхования киберрисков в России к 2025 году может достичь 8–10 млрд руб. Мы на этом пути», — уточнил он. Расчёты Сбербанка показывают, что 40% предприятий минимум один раз подвергалось кибератакам. Для них это нередко заканчивалось потерей корпоративных данных и финансовой информации. Тем не менее, необходимость киберстрахования пока очевидна не всем. Однако при правильном комбинировании продукта киберстрахования, включении риска киберстрахования в продукты, которые активно продаются банками (в том числе группой Сбербанка), удаётся достичь заметных показателей. Количество физлиц, застрахованных от киберрисков в Сбербанке, уже превысило 3 миллиона человек. Киберриски включаются в пакеты страхования банковских карт и других продуктов, в результате банк достигает нужного уровня проникновения киберстрахования в массив потенциальных страхователей. По мнению Дмитрия Попова, следующий этап развития киберстрахования — проникновение в сегмент юридических лиц.
Вместе с тем, генеральный директор ГСК «Югория» Алексей Охлопков напомнил собравшимся о том, что трудно показывать высокие темпы роста бизнеса в условиях экономической рецессии. «Существует общепризнанный тезис о том, что если экономика не растет хотя бы на 2% в год, то бизнес не инвестирует в повышение собственной эффективности», – рассказал он. — «Как бы мы своих акционеров ни убеждали, что рынок страхования будет расти, все это упирается в 1–1,5% роста ВВП на горизонте 3–5 лет. Сегодня большинство акционеров не верит, что отечественная экономика сможет прибавлять более 1,5% в ближайшие пять лет. Это сказывается на бизнесе, на доверии людей. Всё равно фундамент финансового рынка и страхового бизнеса — это состояние экономики, а она, к сожалению, не растёт».