Российская газета: «Жизнь расставляет приоритеты»

Рынок страхования жизни в России меняет фокус

В сегменте страхования жизни отмечается тенденция к замедлению роста по сравнению с последними двумя годами. Без учета лидера рынка прирост сборов замедлился до 16,6 процента в 2018 году, а в инвестиционном страховании жизни (ИСЖ) пик был пройден во втором квартале прошлого года. О том, на какие продукты страховщики делают ставку сейчас и будут делать в ближайшее время, «РГ» рассказал генеральный директор «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич.


- По данным Всероссийского союза страховщиков, средний рост рынка страхования жизни за последние пять лет составил 42 процента. Какая ситуация сейчас?

Евгений Гуревич: Рынок находится на переломе. В четвертом квартале 2018 года без учета лидера он вырос всего на 3,4 процента, по сравнению с последними месяцами предыдущего года, то есть активный рост в целом, считаю, себя исчерпал. Произошло насыщение сегмента ИСЖ, в течение всего прошлого года темпы прироста взносов снижались с почти 45 миллиардов рублей во втором квартале до 39 миллиардов рублей в четвертом.
На мой взгляд, эта тенденция скажется на рынке и в 2019 году и сегмент ИСЖ покажет падение. При этом данный тренд касается не всех видов страхования. Например, накопительное страхование жизни (НСЖ) – в четвертом квартале прошлого года вырос на треть по сравнению с третьим кварталом и почти в два раза по сравнению с началом года. Именно на этот продукт мы всегда делали и будем делать ставку в агентских продажах. Уже сейчас мы являемся одним из лидеров сегмента НСЖ и занимаем первое место по договорам длительностью более 5 лет с регулярными взносами - это такое «классическое» страхование жизни, которое продолжит рост. 

- Чем НСЖ отличается от других продуктов?

Евгений Гуревич: Такие программы позволяют сформировать финансовый капитал для достижения важнейших жизненных целей, например, формирование накоплений на высшее образование ребенка, будущую пенсию или покупку недвижимости. Их основная характеристика – долгосрочное планирование - 10, 15, 20 лет и более. А рассроченный платеж помогает равномерно распределить нагрузку на семейный бюджет. Одновременно с возможностью накапливать, программы НСЖ обеспечивают страховую защиту жизни и здоровья: защита действует в случае болезни, получения травм, инвалидности и других непредвиденных обстоятельств.
Ещё одна тенденция - расширение накопительных программ за счет комплексного предложения сервисных опций, в первую очередь – медицинских услуг: телемедицины, чек-ап диагностики, услуги «второе врачебное мнение». Ряд таких сервисов, включая диагностику с помощью искусственного интеллекта, уже доступен нашим клиентам в рамках накопительных программ.
Сегодня страховщики активно развивают компетенции в сервисной составляющей. Другой важный критерий при выборе программ НСЖ – простота и прозрачность расчета получаемых накоплений, а также легкость оформления выплат, как при завершении договора, так и при наступлении страхового случая. Мы разработали технологичный и при этом простой и понятный сервис, позволяющий максимально комфортно и оперативно получить страховую выплату дистанционно - даже не приходя в офис - все оформляется онлайн на сайте и по почте. С момента запуска сервиса онлайн-урегулирования в начале 2019 года уже несколько тысяч клиентов компании воспользовались им и оценили его удобство и функциональность.

-Каков портрет и цели среднего клиента, покупающего полис накопительного страхования?

Евгений Гуревич: Основные покупатели таких программ – женщины, их доля составляет более 70 процентов. Средняя сумма по договору НСЖ в нашей компании составляет 250 тысяч рублей. При этом в сегменте договоров со средней суммой более 850 тысяч рублей доля мужчин составляет уже 54 процента.
Более четверти из них занимают руководящие позиции и в большей степени заинтересованы в сохранении своих доходов, а также в обеспечении благосостояния своих семей в случае непредвиденных событий.
При этом среди наших клиентов велика доля представителей среднего класса, которых в первую очередь волнует вопрос долгосрочных накоплений: как для реализации крупных покупок в будущем, так и в качестве надежной «подушки безопасности» для своей семьи. Основная группа наших клиентов сосредоточена в возрастном интервале от 35 до 55 лет. 

-Какие программы страхования наиболее востребованы?

Евгений Гуревич: Наряду с классическими видами страхования, мы наблюдаем повышенный спрос на инновационные продукты. В ответ на новые вызовы рынка мы разработали и вывели на рынок уникальную комплексную программу для одновременной реализации инвестиций и накоплений «Управление капиталом 360°», позволяющую получить гарантированный инвестиционный доход, а также обеспечивающая страховую защиту по расширенному перечню рисков. Эта инновационная программа сочетает все преимущества инвестиционного и накопительного страхования. Она была признана лучшим инновационным предложением на российском рынке страхования жизни в рамках премии «Права потребителей – 2018».
Активную динамику показывают и онлайн-продукты: телемедицинские консультации, страхование для путешественников, страхование от последствий укуса клеща и другие программы, которые можно приобрести как у наших агентов, так и на сайте.

-Как, на ваш взгляд, на рынок повлияют требования ЦБ РФ по раскрытию информации о продуктах страхования жизни?

Евгений Гуревич: Это важный шаг по повышению качества продаж. Тут важно понимать, что на рынке около 90% всех продаж страхования жизни осуществляют банки-партнеры и в этом смысле страховщики контролируют не весь процесс общения с клиентом.  Мы умеем работать со своими клиентами. И за счет агентских продаж, и за счет послепродажного сервиса. Например, наши специалисты обязательно звонят клиенту спустя некоторое время после покупки продукта с тем, чтобы удостовериться, что суть продукта понятна. Это позволяет избежать мисселинга.
Для Капитал Life как для крупнейшей агентской компании в стране данная проблема не является столь актуальной и острой. При продажах через агентов случаи некорректной продажи продуктов страхования жизни практически не фиксируются. У агента есть личная ответственность перед клиентом за продукт. Продажа через агента – качественная, с высоким уровнем информирования. Мы постоянно повышаем квалификацию наших специалистов и следим за высоким уровнем качества продаж.

Оригинальная публикация:
https://rg.ru/2019/04/24/rynok-strahovaniia-zhizni-v-rossii-meniaet-fokus.html